О крещении младенцев

2 декабря 2013

«…если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5)

Было время, когда молодым родителям и в голову бы не пришло задаваться вопросами, когда крестить ребенка и нужно ли это делать вообще. С крестинами в православных семьях старались не затягивать. Этого дня ждали как второго рождения малыша, готовились к нему тщательно, почитали это семейное событие как большой праздник.  В первый же день после рождения ребенка приглашали священника, чтобы он попросил у Бога сохранить мать и ее младенца, очистить от грехов и скверны и оградить от всякого зла. Затем ребенка обязательно крестили, чаще всего на 8-й день от рождения.

Сейчас, когда православная традиция после серьезных испытаний вынуждена как бы заново возрождаться, многие молодые семьи о Таинстве Крещения, о его значении, о том, как подготовиться к нему самим и подготовить к нему ребенка, имеют весьма приблизительное представление. Находится масса поводов к тому, чтобы отложить принятие малышом Святого Крещения: «он еще маленький», «в храме холодно, вдруг простудится», «а если он заплачет?» и так далее. А наиболее «прогрессивные» родители, особенно отцы, любят порассуждать о свободе выбора и правах ребенка: мол, зачем крестить несмышленого младенца, который, в силу своего возраста, еще не может решить, верит он в Бога или нет. Приводят доводы о том, что крещение Иисуса в 30-летнем возрасте не случайность... Это сознательный выбор. И где в Библии говорится о крещении младенцев?

Для начала стоит дать определение Крещению – Таинству, которое занимает первое место в ряду христианских Таинств. Крещение – это соединение с Богом и присоединение к народу божьему посредством веры во Христа и отречения от сатаны осуществляемое посредством троекратного погружения в воду во имя Отца и Сына и Святого Духа. Это смерть нашего греховного естества и духовное рождение нового человека, подобно тому, как Христос умер за наши грехи и затем воскрес, победив смерть. Человек некрещеный не существует для Царства Небесного и поэтому не может наследовать его. Без принятия этого Таинства ни один человек не может сделаться членом тела Христова – Церкви, и поэтому все остальные Таинства, необходимые для спасения человека становятся для него недоступными. Даже подавать записку и молиться в храме за некрещенного нельзя, можно только упоминать его в своих личных домашних молитвах.

Что же еще дает человеку крещение? Подобно тому, как при Крещении Господа нашего Иисуса Христа на Иордане на него зримо в виде голубя сошел Дух Святой, также и нам грешным при совершении Таинства Крещения таинственным образом даруется особая Благодать Божия. Действие Благодати Божией на крещаемого состоит, прежде всего, в соединении с Богом и в полном оправдании или очищении его от прежде совершенных грехов, в особенности первородного греха, получаемого нами по наследству, как генетическое заболевание (название «первородный» никакого отношения к родам не имеет). Первородный грех – это накопленный грех Адама. Он лежит тяжким бременем на нашей душе и прорастает в ней все новыми и новыми уже нашими личными грехами. Крещение не только очищает нас от всех прежних грехов, но и делает нас способными с помощью Благодати Божьей бороться и побеждать в борьбе с нашими греховными наклонностями. Об этом говорится в главной христианской молитве, которая называется  «Символ веры», и которая обязательно читается во время Крещения: «исповедую едино крещение во оставление грехов». Именно для этой борьбы с грехом и подается нам Божья Благодать и ангел-хранитель, небесный наставник и защитник.

Совершенно ложными являются утверждения разного рода сектантов, будто нет необходимости в водном крещении, потому что его может заменить крещение духовное или обновлением духовной водой, т.е. учением Иисуса Христа. Согласно Заповеди Спасителя, апостолы признавали крещение необходимым для всех и преподавали его даже тем, которые до крещения удостаивались получить дары Святого Духа (Деян. 10: 45-48). Кроме того, и Иоанн, и апостолы крестили именно в воде (сам лично Христос никого не крестил, а только его ученики). Об этом есть много упоминаний в Библии, из которых становится однозначно ясно, что крещение совершалось в водоемах или больших сосудах, где находилась самая настоящая, а не выдуманная сектантами «духовная вода».

Сектанты и многие так называемые «христиане» также отвергают обычай крестить младенцев. «Священное Писание, – говорят они, – требует от приступающих к Крещению покаяния и веры, но этих требований младенцы не могут выполнить». Но по учению Церкви, Таинство Крещения само по себе достаточно для того, чтобы произвести благодатные действия в младенце – соединить его с Богом, очистить от первородного греха, возродить и освятить его. Учитывая. что младенцы еще не способны ни иметь, ни свидетельствовать своей веры и покаяния перед Крещением, то Крещение совершается нам ними по вере их родителей и восприемников (крёстных родителей). Вера восприемников в благодатное воздействие Таинства сама по себе не привносит ничего, но обязательство и ручательство их перед Церковью – укреплять и утверждать в младенцах воспринятую Благодать Крещения – заменяют веру самих младенцев, удостаиваемых крещения ради веры поручившихся за них перед Христом. Обоснованность крещения ребенка по вере его родителей и воприемников оправдывается примерами евангельской истории. Иисус Христос, по вере других, исцелял больных и страдающих от духов нечистых. Таковы, например, исцеления бесноватой дочери Хананейской жены (Мф. 15: 22-28), одержимого немым духом (Мк. 9: 17-26), расслабленного, принесенного ко Господу через кровлю дома, исцеление которого от телесной болезни соединилось с разрешением от грехов его души (Мк. 2: 3-5; Лк. 5: 18-20, 24).

Еще сектанты указывают на пример Иисуса Христа, крестившегося, когда Ему было около тридцати лет. Но из этого вовсе не следует, что крещение должно быть преподаваемо только взрослым, а не младенцам. Когда Спаситель родился и жил первые годы, понятия «крещение» просто еще не существовало. Первым крестить в покаяние начал Иоанн Креститель. Но до крещения существовал другой обряд присоединения к народу Божьему. Речь идет об обрезании. Первым получил обрезание отец всех верующих людей Авраам, кстати не в младенчестве, а уже в старости после того как выдержал испытание своей Веры, проявив готовность при необходимости пожертвовать даже своим единородным сыном, если на то будет воля Бога. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его (Бытие 17:24). Все же евреи согласно закону Ветхого завета обрезывались на восьмой день от рождения. Почему-то ни у кого из евреев не возникла идея, что обрезываться надо в 99-летнем возрасте, как Авраам. Точно такое же обрезание на восьмой день согласно закону принял и Спаситель.

Еще можно добавить, что вопрос о целесообразности крещения младенцев много раз поднимался в Церкви. И всегда он получал однозначный ответ. В Апостольских постановлениях, которые по преданию были собраны свмч. Климентом, папой Римским, учеником апостола Петра, древнейшем христианском письменном памятнике уже говориться о крещении младенцев:

А кто говорит: «когда умирать буду, тогда крещусь, чтобы не согрешить и не осквернить крещения», тот не знает Бога и позабыл о своей природе. Ибо «не отлагай, – говорит (Писание), – обратиться к Господу, не знаешь ведь, что принесет следующий день» (Сир. 5, 8. Притч. 3, 28). А крестите вы и младенцев своих, и воспитывайте их в учении и наставлении Божием, ибо «Пустите, – говорит (Господь) – детей приходить ко Мне и не препятствуйте им» (Мф.19, 14).

На Карфагенских соборах в 250 и 419 гг. был поднят вопрос о крещении младенцев и получил вполне однозначное решение в пользу необходимости крещения их:

«определено также: кто отвергает необходимость крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы им омыть банею нового рождения (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тому да будет анафема» - т.е. отрицающих необходимость и силу крещения младенцев отлучали от Церкви.

В упомянутом выше Карфагенском соборе 419 года также говорится, что Крещение над младенцами совершается во отпущение прародительского греха, от которого не свободен, согласно учению апостола Павла (Рим. 5, 12) никто из людей, даже новорожденные младенцы.

«Ибо сказано Апостолом: одним человеком грех вошел в мир и через грех смерть, так и смерть во всех людей вошла, в нем же все согрешили (Рим. 5, 12), надо понимать не иначе, как всегда понимала кафолическая (всемирная и всевременная) Церковь, повсюду распространенная. Ибо, по этому правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собой сотворить еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через новое рождение очистится в них то, что они приняли от ветхого рождения».

В Послании Восточных патриархов, авторитетной Символической книге Православной Церкви, указывается та же причина, по которой необходимо совершать крещение младенцев:

 • «это таинство (Крещение) уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный и произвольный»;

• не получившие отпущение в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех и, следовательно, не спасаются;

• младенцы спасаются, как говорится у евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасется.

Сейчас почти все родители, вне зависимости от того, живут они по церковным канонам или нет, стараются крестить своих детей. Конечно, желание крестить младенца в любом случае только приветствуется. Однако родителям хочется пожелать более ответственного отношения к Таинству. Крещение не дань моде или традиции, но духовное рождение человека для таинственной жизни с Богом, которое происходит лишь однажды. К выбору крестных родителей необходимо подходить серьезно. Восприемники (крестные родители) должны оказывать положительное влияние на своего крестника, участвовать в его духовном воспитании. Выбор крестных по степени их материальной обеспеченности недопустим. Церковные каноны разрешают, в случае необходимости, ограничиться крестным отцом для мальчика и крестной матерью для девочки.  Восприемники не должны находиться в состоянии отлучения от Церкви, то есть пребывать в нераскаянных грехах. Поэтому перед крещением крестным родителям очень желательно исповедоваться, а в идеале и причаститься. На восприемников ложится огромная ответственность перед Богом за православное воспитание крестника. Они всю свою жизнь должны молиться за него, помогать изучать Библию и Православную веру, учить церковной жизни. Но нередко родители слишком несерьезно относятся к выбору восприемников для своего ребенка, приглашая в их качестве далеких от православия друзей или родственников, не имеющих о Таинстве Крещения ни малейшего представления.

Большинство родителей предпочитает устраивать крестины ребенка в первый год жизни – чем раньше, тем лучше. В сущности, они правы, ведь после Таинства Крещения малыш оказывается под защитой Господа. Церковный Устав рекомендует крестить детей в совсем юном возрасте – либо на восьмой день после рождения, либо на сороковой. Но строгих ограничений по поводу возраста ребенка и дня крещения не существует. Однозначно крестить ребенка нужно как можно раньше, не откладывая, особенно при малейшей опасности и угрозе его жизни.

Крещение ребенка может стать бесполезным и бессмысленным, если его не будут приобщать к Церкви и воспитывать в христианской вере окружающие его взрослые, приводить его в храм и регулярно его причащать. Это как семя добра: посеянное в душу ребенка оно неизбежно прорастает, но если не поливать делами веры и не бороться с сорняками грехов в его душе, то оно не даст хорошего плода. К сожалению, примеров того как крещеные люди становятся большими грешниками также очень много. Но тот, кто сеет в своих детях семена любви и добра рано или поздно пожнет плоды счастья и радости за них.

Сергей и Наталья Марковы