Святители Христовы. | Храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины

Святители Христовы.

12 февраля 2016

12 января Святая Православная Церковь празднует Собор Вселенских учителей и святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эти святые жили в ІV веке. Они проповедовали учение о Святой Троице, боролись с язычеством и ересями, активно занимались общественной и пастырской деятельностью, возглавляли епископские кафедры Византийской империи. Среди народа Константинополя шел долгий спор о том, кому из этих трех святителей стоит отдавать предпочтение.

Святитель Василий Великий очень заботился о строгом исполнении канонов Церкви, наблюдал, чтобы нигде не была нарушена церковная дисциплина, он учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. Святителем составлено чинопоследование Литургии, которая так и называется – Литургия Василия Великого. Он превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Во время гонений ему угрожали разорением, изгнанием, пытками и даже смертной казнью. Святой Василий говорил: «Всё это для меня ничего не значит;тот не теряет имения, кто ничего не имеет, кроме ветхих и изношенных одежд и немногих книг, в которых заключается всё мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни кинут, будет мое. Лучше сказать: везде Божие место, где ни буду странником и пришельцем. А мучения что могут сделать мне? - Я так слаб, что только первый удар будет чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь, к Которому давно я стремлюсь».

Святитель Григорий Богослов также был достойным проповедником истины Христовой. Ему был ниспослан дар слова, и святой хотел принести его в дар Богу - Слову: «Сей дар приношу я Богу моему, сей дар посвящаю Ему: это одно, что осталось у меня и чем богат я; от всего прочего отказался я по заповеди Духа; всё, что ни имел, променял за драгоценную жемчужину. Только словом владею я, как служитель Слова; никогда добровольно не хотел бы пренебрегать этим богатством, я уважаю его, дорожу им, утешаюсь им более, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Оно - спутник всей моей жизни, добрый советник и собеседник,вождь на пути к Небу и усердный сподвижник». О своем поэтическом даре святитель писал так: «Я - Господень орган и сладостно сложенной песней Вышнего славлю Царя: в трепете все перед Ним». Обращаясь к людям, святитель Григорий сказал: «Мужественно и сильно хочу я говорить, дабы соделались вы лучшими, дабы от плотского обратились вы к духовному, дабы правильным образом возвысились вы в вашем духе». Православная Церковь, называя святителя Григория вторым Богословом и таинником, светлым прописателем Святой Троицы.

Много трудов на устроение благолепного Богослужения положил святитель Иоанн Златоуст: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к науке о толковании Слова Божия. Среди его творений - толкования на целые книги Священного Писания(Бытия, Псалтири, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова против язычников и еретиков, и в этом превзошел всех. Святитель Иоанн лучше всех еллинских мудрецов обладал разумом, убедительностью слова и изяществом речи. Иоанн Златоуст ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

По воле Божией, митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя - Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст – и сказали ему: «Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога». Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Владыка Иоанн восстановил мир между враждовавшими и установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, 30 января по старому стилю. Он составил каноны, тропари и похвалы к этому торжеству.

Юля Горбачева.

 

Яко Апостолов единоравнии, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость.