Каждый из нас хоть раз в своей жизни задумывался о смысле жизни. Вопросы типа «Зачем и для чего мы живем?» и «Для чего нам жить и что нам делать?» волнуют всех без исключения, признается себе человек в этом или нет. Когда человек осознает себя христианином, этот вопрос не перестает его волновать. Просто несколько меняется его направленность. Православного христианина волнует ровно все то же самое, с поправкой на веру в то, что смерть – это вовсе не конец жизни, а завершение одного из ее этапов и переход человека в другой мир. Понятно, что нужно жить, сообразуясь с Волей Бога, при этом молиться, поститься, посещать храм, исповедоваться и причащаться. А еще нужно подавать милостыню и помогать неимущим и нуждающимся в нашей помощи. Но для чего? Из любви к Богу и ближним. Конечно да! Но если этой любви человек в себе не ощущает? Ну, нет ее и все. Что делать? Делать вид, что все хорошо или делать то, что нужно, только потому, что это нужно делать? А ведь это самые важные вопросы, которые волнуют очень многих людей.
Наверное, каждый православный христианин знает о великом православном подвижнике св.прп. Серафиме Саровском. Жил он во второй половине 18-го начале 19-го века недалеко от города Сарова. Был у него ученик Николай Александрович Мотовилов, которого, кстати, также очень интересовали подобные вопросы. Еще в юности он часто расспрашивал духовных лиц о смысле и цели жизни христианина на этой грешной земле. Он получал ровно те же ответы – молиться, поститься, стараться любить Бога и ближних, помогать ближним и подавать милостыню. Но эти ответы не вполне удовлетворяли его. Он чувствовал, что все вышеперечисленное – это лишь средства, но не истинная цель. Понятно, что от прозорливости старца Серафима не могло укрыться ничего, открыл ему Бог и это. Великий святой дал ответы на главные вопросы и не только для своего ученика, но и для всех православных и не только православных христиан. Главная цель жизни христианской – это стяжание, т.е. приобретение и накопление благодати Духа Святого в своем сердце. Все истинно благие свойства человека и дела есть ничто иное, как плоды этой благодати. Беседу св.прп. Серафима Саровского со своим учеником о стяжании Святого Духа можно сейчас при желании легко найти и в интернете, и в книжном варианте. Поэтому я не буду ее пересказывать, а попытаюсь изложить некоторые интересные моменты из нее.
Что такое эта Благодать? Св.прп. Серафим Саровский сравнивал ее с земным богатством, земными деньгами. Как получаем мы деньги за свои земные труды, чтобы потом потратить их на наши нужды, так и за труды перед Богом и ради Христа, мы получаем благодать, которая не только наши земные потребности покрывает, но и накапливается в нашей душе, чтобы проявить себя в Царствии Небесном. Именно об этом небесном богатстве Христос говорил: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф. 6:19-20). Благодать Божья – это истинное богатство. Если сравнить ее с земными деньгами, то можно увидеть главные сходства и отличия.
Благодать дает человеку то же, что и деньги и много больше того. Но в отличие от денег она не истощается, когда ее тратишь на что-то. Как огонь свечи возжигает другую свечу, но при этом не только не становится меньше, но наоборот становится даже больше, чем был до этого, так и благодать подаваемая другим, становится от этого только больше. В этой жизни благодать, подаваемая нам Богом, дает нам хлеб насущный. Это именно тот хлеб, о котором мы просим Бога в молитве «Отче наш». Под хлебом насущным может пониматься не только хлеб и вообще еда, но и одежда, и жилье, и машина, и работа, и здоровье и многое другое. Все то, что действительно необходимо нам в этой жизни и что не повредит нашей душе. Но главная ценность благодати не в этом. Благодать – это божественная энергия, по сути – это Любовь. В первоначальном виде – это любовь Бога к нам, а когда благодать поселиться в нашем сердце – это наша любовь к Богу и ближним. Именно благодать Святого Духа дает нам истинные чувства Любви, Надежды и Веры, дает нам настоящие радость и удовольствие, духовные, которые гораздо сильнее телесных. Благодать Святого Духа покрывает наши грехи и очищает нас от привязанностей к греховным страстям. Без нее наша жизнь пуста и безрадостна, даже если мы имеем очень много денег и мирских удовольствий.
Как же получить эту Благодать? Ответ простой. Нужно «всего лишь» с верой и любовью к Богу и ближним делать то, о чем нам постоянно твердят в церкви: молиться, поститься, ходить в храм и помогать ближним, а главное каяться в своих грехах на исповеди и регулярно причащаться. Это просто и одновременно сложно, потому что любовь не вызывается усилием воли или действием разума. Она исходит из сердца, и если ее там нет, даже в зачаточном состоянии, то сама по себе она не появится. Что же нужно делать, чтобы Бог даровал нам эту любовь, что же мешает ей появиться в нашем сердце? Ответ один – наши грехи. Тяжелые, и как нам кажется, не очень, однократные и многочисленные. Все они облепили наше сердце и нашу душу, словно грязью и не дают свету пробиться внутрь нас. Возьмите для примера драгоценный камень. Если он чистый и правильно ограненный, то он будет сверкать на солнце, и глаз будет радоваться, глядя на него. А если его уронить в грязную лужу, да к тому же еще и надбить, то он не будет сверкать совсем. На вид он будет как обычный кусок грязи. Вот в такие куски грязи мы и превратили наши сердца, а потом удивляемся, почему наша жизнь такая и почему в ней нет света.
Чтобы наши сердца вновь обрели божественный свет, и в них потекла Благодать Святого Духа, нужно начать с простого – перестать совершать греховные поступки, хотя бы тяжкие и обязательно постараться покаяться внутренне и исповедовать внешне батюшке свои грехи, которые были совершены до этого. Нужно делать все, о чем постоянно проповедует Церковь и твердит батюшка на проповеди: молиться, поститься, причащаться Святых даров и помогать ближним, но делать это нужно не напоказ, не «для галочки» и не для того, чтобы считать себя праведником, а ради Христа и только для Него одного. При этом нужно никогда не расставаться с одним желанием и внутренней просьбой к Богу – даровать нам Благодать Святого духа и истинную Веру и Любовь. И тогда с Божьей помощью мы обретем Царство Небесное внутри себя уже здесь, посреди этого мира.
Я недаром сравнил наше сердце с драгоценным камнем. Мы должны позволить Богу, как умелому ювелиру очистить и огранить наши сердца, отдав их ему без остатка и сомнений. После этого наши сердца, словно камни драгоценным светом наполняться Благодатью Божьей. Вот это и есть истинная цель христианской жизни. Для нас может показаться невероятным, но истина состоит в том, что Бог, который владеет всей Вселенной и всем миром больше этого мира ценит наши сердца и борется за каждое из них. Мы никогда не должны забывать призыв Бога: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои» (Прит.23:26). И тогда наша жизнь обратится в истинную радость, и чего бы мы не пожелали - получим.
Сергей Марков.