«Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2,24; Мф 19,5)
Брак есть таинство, в котором при свободном, перед священником и Церковью, обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.
Православный катехизис.
На сегодняшний день, несмотря на массовое возвращение людей к Православной вере, слишком часто, к сожалению, приходится сталкиваться с довольно безразличным отношением тех, кто считает себя православными христианами к церковному браку, часто при полном непонимании его смысла и необходимости. Многие молодые люди задают себе вопрос: зачем необходимо венчаться? Недостаточно ли для семейного благополучия просто любить друг друга, ну, или хотя бы зарегистрировать брак в госорганах? Для чего вообще в храмах совершается это Таинство?
Девятнадцать столетий для всего христианского мира брак был одним из величайших таинств. Люди знали о его благотворном влиянии и признавали его обязательную силу. Слово «брак» означало именно венчание супругов в Церкви, понятия «гражданский брак» просто не существовало. И как результат, количество разводов было ничтожно, а основная масса людей в браке было по-настоящему счастливо. Сожительство без церковного благословения считалось величайшим преступлением, и лица, его допускавшие, подвергались укорам и презрению общества. Сейчас сожительство стыдливо называется «гражданским браком», хотя по сути своей никаким браком не является, а является одной из многочисленных форм разврата.
В советское время, в ходе гонений на Церковь, церковный брак повсюду был вытеснен гражданским. Безбожное общество сформировало и соответствующее отношение к браку. Брак потерял свою святость и стал обыденностью. Каков результат? На наших глазах, то муж оставляет свою жену, то жена бежит от мужа, - и эти картины ни у кого не вызывают удивления. Семейные конфликты и разборки, отчужденность, равнодушие и даже ненависть между супругами, к сожалению, стали обыденностью. Большинству современных людей во взаимоотношениях мужчины и женщины интересна лишь страсть, увлечение, чувственная любовь, а также удовлетворение своих желаний и получение удовольствий. Страсть вызывает страдание, увлечение – разочарование, а чувственная любовь коротка и сиюминутна. Тяга к удовольствиям и безудержному удовлетворению своих желаний приводит к тому, что радость уходит из жизни и никакие новые способы получения этих удовольствий не могут ее вернуть. И вот союз, лишенный главной скрепляющей его силы, сначала превращается в сосуществование двух чужих друг другу людей, а затем распадается. В таких случаях чаще всего собственных человеческих сил оказывается недостаточно для сохранения брака.
Но необходимо не забывать о том, что есть еще духовный мир, есть Господь Бог, который бесконечно благ, премудр и по своей любви к человеку даровал нам бессмертную душу. Бог создал человека способным любить, и Он же дарует ему возможность любви вечной. Только Бог может подарить двум любящим людям дар высшей, благодатной любви и прочно скрепить их брак, так как он изначально благословил их супружество: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19,6). При искренней Вере и уповании супругов на Бога их брак становится особенно крепким. Но вера без дел мертва, а упование лицемерное. Когда жених и невеста во время Таинства Венчания в храме произносят обеты взаимной верности, они предают себя в руки Божии и принимают в этом таинстве благословение Небесного Отца. В этом Таинстве Господь благословляет любящие друг друга сердца и души на вечную любовь и единение, благословляет на то, чтобы плоды этой любви — семья и дети — были также причастны Небесным дарам. Не менее важно и то, что в этом таинстве семья получает от Бога ангела-хранителя, небесного защитника и покровителя семейного счастья и благополучия.
Одним из ярких примеров и эталонов христианской семьи была семья последнего российского императора Николая II. Царь Николай и его супруга Александра с момента венчания и до самой своей мученической кончины беспредельно любили друг друга и оставались друг другу преданными и верными. В то время, как все от них отвернулись, кроме нескольких слуг, семья Николая Романова оставалась неделимым монолитом. Их дети также были образцом целомудрия, послушания родителям и верности друг другу. Врожденное благородство, чистота чувств и намерений сочетались с сознательным и продуманным усилием сохранять и оберегать тот союз, который стал поистине образцом для всех нас. Поэтому особым образом для нас звучат слова, когда-то написанные Императрицей Александрой Федоровной Романовой:
«Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать все, что нужно жаждующему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость и ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена».
Жизненный путь христианской супружеской четы можно уподопить вращению Земли с ее постоянным спутником Луною вокруг солнца. Христос - Солнце правды, греющее детей своих и светящее им во тьме. «Преславно иго двух верующих, - говорил великий раннехристианский богослов Тертуллиан, - имеющих одну и ту же надежду, живущих по одним правилам, служащих Единому Господу. Вместе они молятся, вместе постятся, взаимно поучают друг друга. Вместе они в Церкви, вместе за Вечерей Господней, вместе в скорбях, покаянии и радовании. Христу они приятны, и Он ниспосылает им мир Свой. А где двое во имя Его, там нет места никакому злу».
Семья есть малая Церковь Христова. Полученные в таинстве венчания таланты – дары для построения семьи, домашней церкви – необходимо приумножать в своей жизни и трудах, помнить и радеть о них. Известны многие случаи, когда память о венчании помогла преодолеть период трудностей, сохранить семью и иметь в ней большую радость.
Вы, может быть, слышали, как некоторые говорят: «Венчание — это слишком ответственно, такая святыня, мы к этому пока не готовы». Это подобно тому, как кто-нибудь, избегая Таинств Исповеди и Причастия Святых Даров, говорит: «Я пока недостоин причащаться». Под видом смирения, признания своего не достоинства скрывается нежелание очищать свою жизнь. Враг людей дьявол часто прикрывает соблазны личиной добра. Человек заявляет: «Я пока не готов к Венчанию», а в итоге за этой фразой скрывается не смирение, а тайное желание пожить в свое удовольствие, желание избежать ответственности перед Богом, ответственности, которой все равно не избежать. Человек откладывает Венчание, но все равно несет ответственность за семью, только теперь он еще отказывается освятить свой брак, испросить у Господа помощи в семейной жизни. Современная боязнь семьи, страх иметь детей есть следствие малодушия, источник неудовлетворенности и тоски.
Брак свят, когда он, освященный Церковью, охватывает все три стороны человеческого существа: тело, душу и дух, когда любовь супругов помогает им духовно возрастать, и когда их любовь не замкнута только на себе, но, трансформируясь, распространяется на детей и согревает окружающих. Школу такой любви хочется пожелать каждому вступающему и вступившему в брак. Она делает людей чище, душевно и духовно богаче.
Подготовили Сергей и Наталья Марковы.