«Просите и дано будет вам…» (Мф. 7,7)
Бог любит Свое творение, любит каждого из нас. «И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 18). Поэтому так же, как мы обращаемся к своему родному отцу или матери, мы можем в любое время обращаться к Богу – к нашему Отцу Небесному. Беседа или разговор наш с Богом и есть молитва.
Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть (Свт. Игнатий Брянчанинов).
Молитва необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, здоровье, дети, способности, финансовый достаток, пища и все остальное дается нам от Бога. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвой. Иногда немедленно бывает услышано наше прошение, иногда Бог дает нам просимое через время, желая испытать нашу Веру или воспитывая наше смирение или же желая дать больше того о чем мы просим. А иногда, если мы просим того, что пойдет во вред нашей душе, Бог наше прошение не исполнит вовсе. Потому что только один Господь знает, что и когда нам дать – что нам полезно и что вредно.
«Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лк. 21, 36).
Молитва, как и пост, является основой жизни православного христианина. Это общение, своего рода разговор с Богом. И как в обычном разговоре невозможно все время слушать одну сторону, так и в молитве полезно иногда остановиться и прислушаться к ответу Господа на нашу мольбу. Для того, чтобы этот ответ услышать нужно, прежде всего, прислушаться к своему сердцу.
Церковь, ежедневно молясь «за всех и за вся», установила для каждого индивидуальное молитвенное правило. Составляющие этого правила зависят от духовного и физического возраста, условий жизни, возможности человека. Но как минимум нужно стремиться к ежедневному чтению утренних и вечерних молитв и хотя бы одной главы из Евангелия. Молитвенное правило может быть, как уменьшено при некоторых обстоятельствах, так и дополнено, например молитвами святым, но для этого нужно обязательно испрашивать благословения у духовного отца. Главное содержание молитвенного правила – настроить душу христианина на ежедневное общение с Богом, пробудить в нем покаянные мысли, очистить сердце от духовной скверны.
Кроме личных ежедневных молитв дома нужно ни в коем случае не забывать в праздничные и воскресные дни приходить на службу в храм. Чтобы помолиться совместно с другими верующими. Общественная молитва не менее важна, чем личная.
Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в храме, и в доме, и в пути, хотя, безусловно, молитва в храме самая сильная, так как это Дом Божий. Христианин обязан молиться ежедневно утром и вечером, перед вкушением пищи и после, перед началом и окончанием каждого дела.
Молитвой часто называют то, что вовсе не есть молитва. Сходили в храм, постояли на службе, посмотрели на иконы или на людей, постояли дома перед иконой, покивали головой, перекрестились, проговорили заученные слова без понимания и осознания, думая при этом о чем-то своем – и говорим: помолились Богу, хотя мыслями и сердцем вовсе и не молились.
Когда мы приступаем к молитве, мы должны, прежде всего, примириться с ближними, а потом уже с благоговением и вниманием стать на молитву, поскольку как говорил прп. Исаак Сирин «Молитвы памятозлобных – посевы на камне». Если же мы будем молиться, не примирившись с ближними, молиться спешно, во время молитвы будем разговаривать или смеяться, тогда наша молитва будет не угодна Богу. Во время чтения молитв важно полностью сконцентрировать на ней все свои мысли и чувства и постараться не думать ни о чем постороннем. Чтобы сердце наше желало лишь одного: как бы получше помолиться Богу и угодить Ему.
Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении; середина же ее – в том, чтобы ум заключался в словах, которые произносим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу (Прп. Иоанн Лествичник).
Мирским людям непрестанная молитва кажется неисполнимой, непонятной, вовсе необязательной и составляющею принадлежность монахов, а не тех людей, которые заняты постоянно умственными работами и должны для отдыха проводить свободное время в развлечениях. Прежде чем сомневаться в возможности и пользе молитвы, следует, конечно, попробовать и испытать ее, тогда сомневающиеся убедятся, что сердечная молитва не только не мешает, но и способствует работе. Можно призывать Господа не только устами, но и одним сердцем, в особенности во время чтения и занятий. Господь ведь Сердцевед и взирает только на сердце.
Не говори мне, что для человека, занятого трудом, невозможно проводить целый день в молитве. Можно – и как легко. В молитве нужны не столько звуки, сколько мысль; не воздаяние рук, но воздаяние ума, не наружный вид, но внутренний смысл. Можно, идя на площадь, ходя по улицам, творить продолжительные молитвы, можно сидящему и занимающемуся работой, посвящать Богу дух свой (Свт. Иоанн Златоуст).
Следовательно, во всякое время и во всяком месте мы должны призывать себе на помощь Имя Божие. Только такая постоянная молитва дает возможность нам жить на земле небесной жизнью, способствует достижению этой главной цели в христианской жизни, ибо соблюдает нас в чистоте, избавляет от врагов и искушений, делает терпеливыми и сильными для испытания и согревает наши сердца Божьей благодатью.
Наталья Маркова.
p