Преподобный Сергий Радонежский

7 октября 2013

 

Преподобный Сергий Радонежский, чью память мы совершаем 8 октября, - основатель Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад Московской области.

Бог избрал его на служение Себе еще до рождения. Мать будущего святого Мария пришла на литургию в церковь. Перед самым началом чтения Евангелия младенец в её чреве так громко вскрикнул, что его голос слышали все стоящие в храме. Во время Херувимской песни младенец вскрикнул во второй раз, а когда священник произнес «Святая - святым», в третий раз послышался из утробы матери его голос. Из этого следовало, что «придет на свет великий светильник миру и служитель Пресвятой Троицы».

Вскоре родился этот мальчик в городе Ростове около 1314 года. Имя его было Варфоломей. Он отличался от других детей. С первых дней младенец показал себя строгим постником. В те дни, когда мать ела мясо, он не пил её молоко (заметив это, мать отказалась от мяса), а по средам и пятницам и вовсе не ел. Его отец Кирилл был боярином Ростовских удельных князей и владел значительными вотчинами и угодьями. У Варфоломея было два брата: старший — Стефан и младший — Петр. В семилетнем возрасте Варфоломей был отдан на ученье вместе с братьями одному учителю, который преподавал грамматику на дому. Ученье сначала не давалось мальчику, но это было по смотрению Божию, дабы ребенок получил разум не от людей, а от Бога. Годы детства и юности протекли под родительским кровом и, по рассказу жития, были ознаменованы рядом чудесных событий.

Однажды отец послал Варфоломея в поле за лошадьми. По дороге мальчик встретил старца в иноческой одежде, который дал ему частицу просфоры и велел вкусить, говоря: «Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала: велика будет радость твоя, если вкусишь от нее». И действительно, Господь даровал Варфоломею знание грамоты, и отрок начал прекрасно читать псалмы.

С детских лет у Варфоломея была наклонность к тихой, созерцательной, молитвенной жизни, к чему располагал и благочестивый строй домашней жизни. И уже к двенадцати годам по одобрению благочестивых родителей он ступил на путь подвижничества: соблюдал строго посты, предавался молитве в храме и дома, усердно изучал священные книги. Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, город Ростов претерпел политическое бедствие. Многие люди, спасаясь, покидали родной город. Боярин Кирилл, по примеру многих своих сограждан, со всей семьей покинул Ростов и поселился в городе Радонеже. Эти события еще больше укрепили в юноше отвращение от суеты и превратностей мира. Давно уже инок в душе и по жизни, он через несколько лет по переселении в Радонеж решился постричься в монахи. На то время ему было двадцать лет. Родители полностью одобряли это решение, они только лишь просили подождать их смерти (братья Стефан и Петр жили отдельно со своими семьями, Варфоломей был единственной опорой родителей в годы их болезненной старости). Через два-три года он похоронил отца и мать, которые перед смертью постриглись в Хотьковом монастыре близ Радонежа. Всё свое имущество Кирилл и Мария оставили Варфоломею. Размышляя о кратковременности этой жизни, благоразумный отрок раздал всё имущество родителей, ничего не оставив для себя, даже для пропитания ничего не оставил, так как уповал на Бога, «дающего пищу алчущим» (Пс.145:7). В Хотьковом монастыре уже монашествовал овдовевший старший брат Стефан. Варфоломей уговорил его разделить с ним подвиг пустынножительства, потому что считал это идеалом иночества. В дремучем лесу, в окрестностях Хотькова монастыря, братья избрали место, называвшееся Маковцем, или Маковской горой. Это было настоящее пустынное место: ни одного человеческого жилища, ни единой живой души, лишь только звери и птицы были в этом сплошном дремучем лесу на много километров. Братья соорудили келью и маленькую церковь, которая позже была освящена в честь Святой Троицы. Стефан не выдержал тяжелого испытания пустынножительства и ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. Варфоломей остался тверд и в двадцать три года постригся в монахи у игумена Митрофана, настоятеля одного из окрестных приходов. Он принял имя Сергий в честь мученика, память которого совершалась в тот день, 7 октября. После совершения пострига Сергий причастился Святых Тайн, Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. После этого молодой инок остался «един в пустыни безмолвствовати и единствовати». Так он провел в полном уединении около двух лет. Это было для него тяжелое время самоиспытания. Мимо его одинокой кельи пробегали стаи голодных волков, готовых растерзать инока, заходили сюда и медведи. Но сила молитвы спасала пустынника. Однажды преподобный Сергий заметил перед своей кельей медведя. Видя, что медведь очень голоден, он сжалился над зверем, вынес ему кусок хлеба и положил на пень. С тех пор медведь стал часто приходить к келье, ожидал обычного подаяния и с кротостью смотрел на святого. Преподобный Сергий делился с ним пищей, часто даже отдавал ему последний кусок. И дикий зверь сделался настолько кротким, что повиновался даже слову святого. По прошествии некоторого времени, бесы, не терпя добродетельной жизни инока, стали восставать на него. Однажды, когда отшельник читал ночью правило, вдруг из леса поднялся шум: множество бесов окружили келью и с угрозами кричали преподобному Сергию: «Уйди же отсюда, зачем ты пришел в сию лесную глушь? Чего ты ищешь? Не надейся более жить здесь, сам видишь – место сие пусто и непроходимо! Разве ты не боишься умереть с голоду или погибнуть от рук разбойников?». А однажды, обратившись в змей, они вползли в келью в таком большом количестве, что покрыли весь пол. Тогда блаженный обратился с молитвой к Господу и со слезами просил избавить его от диавольского наваждения, и тотчас бесы исчезли, как дым. С сего времени Бог даровал своему угоднику такую власть над нечистыми духами, что они даже приблизиться к Преподобному не осмеливались.

Слух о новом подвижнике скоро распространился, и к Сергию стали приходить монахи, желавшие разделить с ним подвиг пустынножительства. Скоро собралось двенадцать человек братии, и кругом церкви сгруппировались тринадцать келий, обнесенных тыном. Так возникла знаменитая Троицкая обитель. Сначала никто из братии не имел священнического сана, и для совершения литургии приглашались священники или иеромонахи из окрестных приходов. Наконец, к Сергию пришел игумен Митрофан, постригавший его в монахи. Он стал первым игуменом и священником монастыря, но через год умер. Тогда во главе обители стал сам Сергий. Трудной была жизнь иноков Троицкой обители. Некоторое время число братии не превышало тринадцати человек с игуменом. Не принося с собой из мира никакого имущества, троицкие иноки должны были добывать себе пропитание тяжелым трудом, пример которого подавал сам Сергий, обладавший большой физической силой и необходимыми в сельском быту знаниями, в том числе и знанием плотничьего мастерства. Сергий подавал пример трудолюбия: шил одежду и обувь для братии, пек просфоры, изготавливал свечи, работал в огороде. Остальные иноки в свободное от богослужений время должны были выполнять послушания по назначению игумена. Одним из келейных послушаний было «книжное списание» и переплет рукописей. Но трудолюбие иноков не всегда обеспечивало им кусок хлеба, иногда им случалось голодать по несколько дней. Приходилось даже отменять литургию, когда не было вина и не из чего было делать просфоры. Но Сергий строго запрещал братии ходить за милостыней и позволял принимать лишь то подаяние, которое приносилось в монастырь благочестивыми людьми. Святой утешал братию, напоминал им подвиги святых отцов, указывал, как ради Христа они терпели голод, жажду, испытывали много лишений, приводил он им слова Христовы: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:26). Если же Он питает птиц, – говорил святой, – то неужели не может подать пищу нам?

Спустя годы обитель стала духовным центром для мирского населения, как окрестного края, так и отдаленных областей Руси. Однажды к Сергию привезли знатного человека, одержимого нечистым духом. Сильно страдал он: кусался, бился, убегал от всех, десять человек едва могли удержать его. Когда болящего привезли в окрестности монастыря, он с необычайной силой разорвал железные оковы и стал кричать так громко, что его голос был слышен даже в обители. Сергий совершил молебен о болящем, и тот стал успокаиваться. Когда же Преподобный осенил его святым крестом, бесноватый увидел огонь, исходящий от креста и даже думал, что будет сожжен. Но вскоре этот человек был исцелен и почувствовал себя совершенно здоровым. Очень многие видели необычайный пламень, исходящий из руки преподобного и окружающий eгo огонь.

Много различных чудес происходило благодаря молитвам подвижника. Слепые прозревали, хромые начинали ходить, прокаженные очищались, глухие слышали. Он мог даже воскресить умершего - Господь даровал своему угоднику чудодейственную силу. Однажды поздно вечером Сергий совершал правило и усердно молился Богу о своих учениках, вдруг он услышал голос, звавший его:

«Сергий! Сергий! Ты молишься о своих чадах, и моление твое услышано: посмотри – видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой Троицы». Оглянувшись, святой увидел многое множество прекрасных несказанно сладко поющих птиц, сидевших в монастыре и вокруг него. И опять был слышен голос: «Так умножится число твоих учеников, подобно сим птицам; и после тебя оно не оскудеет и не умалится, и все пожелавшие следовать твоим стопам чудесно и многоразлично будут украшены за их добродетели».

Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. «Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию», — сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве.

На протяжении своей подвижнической жизни преподобный Сергий призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Всей своей жизнью святой показывал окружающим, что жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло.

В конце жизни Сергия посетило благодатное видение. «В эту незабвенную ночь для Троицкой обители, когда вся братия спала мирным сном, святой Сергий горячо молился перед иконой Божьей Матери. Его ослепил свет, ярче солнечного, и он увидел Царицу Небесную и апостолов Петра и Иоанна. Преподобный, не будучи в силах вынести объявшего его трепета, пал на землю. Пречистая прикоснулась к нему рукой и сказала: «Не ужасайся, избранник мой, услышана твоя молитва. Не скорби более об учениках твоих и об обители своей, не скорби более, ибо отныне она всем будет изобиловать и при жизни твоей и по смерти твоей; неотступна буду я от обители твоей», - сказав это, Богородица стала невидима.

Преподобный передал дела своему ученику Никону и сказал: «Отхожу к Богу, меня призывающему, Вас же передаю Господу и его Матери. Она да будет Вам прибежищем и стеною крепкою от сетей вражеских». После чего на 78 году жизни мирно отошел. В момент преставления лик Преподобного озарился светом, и необыкновенное благоухание наполнило келью. Это было 8 октября (по новому стилю) 1392 года. Великий чудотворец заботился о своей обители и после этого, неоднократно являясь кому-либо из братии.

Когда прошло более тридцати лет, одному из учеников Никона было видение: «Зачем оставляют меня так долго под покровом земли во гробе, где вода окружает мое тело?» И братия решила перехоронить гроб. Открыв его, дивное благоухание распространилось кругом, и люди увидели чудо. Не только чистое тело сохранилось целым и невредимым, но и его одежды даже не коснулось тление. По обе стороны гроба стояла вода, но она не касалась святого. С ликованием были положены его святые мощи в новую гробницу, в ознаменование чего было установлено празднование.

Много чудес совершил преподобный Сергий уже после своей телесной смерти и продолжает их совершать, когда люди с верой просят его о помощи: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас».