В настоящее время всё больше людей тянутся в православные храмы и здесь некоторые из них, к удивлению, показывают свои недюжинные познания в Евангелии, правда, фрагментарные. Заходя в храм Божий, вспоминают они не заповеди Христа о любви к ближнему, не апостольские слова о том, что пьяницы, блудники и прелюбодеи Царства Божьего не наследуют, а вспоминают они евангельскую историю об изгнании торговцев из храма. Почему? Да потому, что первым делом эти «захожане» обращают внимание на ценники, которые вывешены в церковной лавке. Возмущают эти ценники именно «захожан», а не прихожан, которые в отличие от первых в меру своих сил следуют установленному Богом правилу постоянно отделять храму «десятину» от плодов труда своего.
Очень часто недоброжелатели Православной церкви ссылаются на слова Христа, которыми Он напутствовал апостолов: «Даром получили, даром давайте» (Мф: 10, 8). Но при этом забываются последующие слова напутствия: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания». То есть Христос убеждал своих учеников не заботиться о пропитании, потому что их как трудящихся должны обязательно накормить те, которым они принесут благую весть. Так достойны ли пропитания наши священники, которые служат в храмах, крестят наших младенцев, венчают вступающих в брачный союз, причащают на дому больных и недужных старушек, посещают больницы, отпевают отошедших в мир иной и совершают множество других дел, которые могут совершать только они, священники? Достойны ли пропитания служащие храма, от дворника до бухгалтера? Да, в конце концов, нужны ли нам вообще сами храмы, куда нас пусть нечасто, но всё же тянет наша грешная, истосковавшаяся по Богу душа?
Раньше люди приносили частичку своего труда в храм.
Что нужно было для повседневной жизни храма? – Хлеб, вино для таинства Причастия, воск для свечей, оливковое масло для лампад, ладан для благовонного каждения. У крестьянина все это было под рукой. Хлеб он выращивал свой, вино делал из своего винограда, маслиничное дерево росло на его же пастбище. В качестве ладана могла сгодиться смола, собранная с деревьев (прежде всего – сосен и кедра). Денег почти не было (особенно на селе). Люди приносили в храм частичку того, что они вырастили или сделали сами. Каждый христианин, памятуя о той самой завещанной Богом десятине, старался внести свою посильную лепту на храм. Церкви строили всем миром, всем миром и содержали. Кто тёсу привезет на ремонт крыши, кто дров заготовит на зиму, а передать в церковь часть своего урожая для крестьянина было святой обязанностью.
Сегодня же люди дома не пекут хлеб и не делают вино. Более того – ни домашняя выпечка хлеба (в тех семьях, где она сохранилась), ни домашнее изготовление вина или свеч сейчас почти ни для кого не являются основным видом труда. Люди живут иными работами, и эти иные виды труда дают им пропитание и заработок. Но где бы ни работал человек – его религиозная совесть напоминает ему: в своей работе ты пользуешься теми талантами, теми дарами, теми возможностями, что даровал тебе Творец. Так хотя бы частичку их верни в Его храм с благодарностью.
Часть того, что человек заработал, он в виде денег приносит в храм. Эти бумажки он меняет на то, что не сделал сам, но что нужно для храма: строительство воскресной школы, роспись храма, зарплата служащим храма, расчет с городскими службами и т.д. В прошлые века большая часть этих средств шла прямо из государственного бюджета. При отделении Церкви от государства на этот источник более полагаться нельзя. Что же в этом случае остается. – Предложить прихожанам жертвовать в храм по мере своих сил (принося копеечные жертвы за свечи и просфорки) в обычные дни и годы их жизни.
Для постороннего взгляда здесь происходит явная торговая операция: деньги меняются на предметы. На самом деле все иначе. Человек принес свою жертву. Но ведь денежную купюру не зажжешь вместо свечи, а монету не положишь в кадило вместо ладана. Что ж – Церковь заранее позаботилась о том, чтобы все что нужно было приготовлено. Свечу не нужно делать самому и везти в храм через полгорода. К церковному порогу прихожанин может поднести свою жертву в виде монетки, а уже внутри храма идти со свечой в руке. Та же самая свеча не ценность сама по себе, а символ жертвы Богу. Именно поэтому абсолютно бессмысленной и даже кощунственной подменой является привычка многих людей ставить в храме свечи, купленные на стороне, особенно в торговых киосках, абсолютно никак с христианской верой не связанных. Где здесь жертва храму? Как можно говорить, что ты любишь Бога не небесах, которого мы видим только на иконах и при этом не любить храм, в котором мы Богу молимся?!
Люди жертвуют деньги в храм просто для того, чтобы иметь возможность в него приходить. Храм содержится на пожертвования верующих. Если их не делать, то в скором времени храм закроется. И для того, чтобы прибегнуть к таинствам, помолиться вместе, христианам придется ездить в другой, более отдаленный храм. Если пожертвования на храмы прекратятся вовсе, то собираться для совершения таинств будет гораздо сложнее.
После десятилетий богоборческой власти, разрушения храмов и монастырей, попыток искоренить священство, Православная церковь начинает восстанавливать свои позиции. Строятся новые храмы, открываются новые и восстанавливаются и развиваются выжившие после разрухи монастыри, обучаются в духовных семинариях священники. Церковь пытается участвовать в общественной жизни, открывая приюты для детей и стариков, выпуская духовную литературу, организовывая общественные просветительские мероприятия. Все это требует огромных материальных и людских затрат. Именно для этого люди несут деньги в храм. Желание же «откупиться от Бога» ничего общего с Православием не имеет.
Осознай тот малый жест, что совершаешь у церковного ящика, не как обычную торговую операцию, но как начальную жертву – и многое начнет меняться в душе. Не купленную свечу с сознанием выполненного покупательского долга надо возжигать на подсвечнике, но огоньком жертвенности освещать свой жизненный путь. Это, конечно, малость. Но и она может помочь человеку осознать, что, кроме работы, в мире есть еще и служение. Кроме того, что продается и покупается, есть еще и то, что жертвуется. В храме всегда для малоимущего возможно совершение треб бесплатно.
Cергей и Наташа.