Приближается Рождество! На церковных богослужениях все чаще и чаще слышатся слова о грядущем празднике. И все больший трепет вызывает в душе дивное песнопение, провозвещающее предстоящее чудо: » Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите «. Одно предшествующее Рождеству воскресенье посвящено воспоминанию о прародителях Христа – святых праотцах. Со 2 января усиливается строгость поста – запрещается употреблять рыбу. В последний день поста – Рождественский сочельник – вообще не полагается есть до вечера, до «звезды», в воспоминание о Вифлеемской звезде, известившей мир о рождении Спасителя.
«В Сочельник под Рождество – бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар – из чернослива, груши, шепталы… Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто – дар Христу. Ну … будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то!... Елочки на них, разводы, как кружевные. Ноготком протрешь – звезды не видно? Видно! Первая звезда, а вон – другая… Стекла засинелись. Стреляет от мороза печка, скачут тени. А звезд все больше»
(И. Шмелев. « Лето Господне».)
На кухне в канун праздника полным ходом идет подготовка к богатому застолью – пекут пироги, жарят, варят.
Но, пожалуй, самая трогателльное событие Сочельника – украшение рождественской елки. Чудесная лесная гостья вырывает этот день из череды обыденности, делает его непохожим на все остальные. Она требует к себе особого внимания: для нее заранее нужно приготовить украшение, может быть, приобрести их в сияющем предпраздничными огнями магазине, а может быть, дав простор своей фантазии, смастерить собственными руками из разноцветной бумаги, золотой и серебряной фольги. Взрослые ненадолго становятся детьми.
И вот, наконец, все готово. «И в доме Рождество. Пахнет натертыми полами, елкой. Лампы не горят, а все ломпадки. Печки трещят – пылают. Тихий свет, святой…» (И. Шмелев. « Лето Господне».)
Еще немного – и свершится чудо, и на землю придет праздник.