28 августа отмечается праздник, принадлежащий к числу двунадесятых - Успение Пресвятой Богородицы. Это день Ее разрешения от земной жизни и перехода в Царство Невечернего Света - событие одновременно печальное, так как окончилась земная жизнь Предстательницы за род человеческий, и радостное, поскольку произошла встреча Пречистой Матери Господней со Своим Сыном. Окончание Ее земной жизни называют успением, потому что Она как будто на малое время уснула тихим и мирным сном и ото сна воспрянула к вечной жизни.
Будучи избранной отроковицей, Дева Мария стала Матерью Воплотившегося Бога, с Которым всегда была рядом. Она оберегала Иисуса Христа в годы Его детства и отрочества: по человеческому естеству Он нуждался в материнской заботе. Она стала первой свидетельницей дел Христовых, спутницей и помощницей в годы Его проповеди. Пресвятая Богородица разделила с Сыном и Его страдания. Много пришлось Ей пройти в земной жизни: опасности, преследования от земных владык, тревоги за Сына, бегство в Египет, скитания, поношения от людей. Но все эти беды не стоили той боли, которую пережила Она, стоя у Креста Распятого Сына, среди разъяренной толпы, криков, глумлений и надругательств. Пречистая Дева обладала удивительным терпением и смирением. Безгласно стояла Она и при Кресте, как будто нет вокруг кипящего моря человеческой злобы. По Воскресении Христовом Она так же безропотно отправилась вместе с апостолами на проповедь Евангелия, разделяя с ними тяготы длительных путешествий и стала для всех учеников Христовых Матерью.
Последние годы земной жизни Пресвятая Богородица, по преданию, провела в доме Иоанна Богослова, часто посещала памятные для Нее места, освященные присутствием Иисуса Христа: приходила молиться и на Голгофу, и на Елеонскую гору. Служа Богу вместе с апостолами, душой Она была уже не на земле, а стремилась к Небу, к соединению с Сыном. И в один из дней Архангел Гавриил известил Ее о приближающемся часе ухода из мира, что должно было совершиться через три дня. Архангел подал Ей райскую финиковую ветвь, оставшуюся у Нее в руках, когда явление закончилось. Для Богородицы это была весть радостная, долгожданная. Она видела, что устроение Церкви на земле совершилось, и готова была к переходу в Царство Небесное с чувством спокойствия за учеников Христа.
Перед кончиной Она обещала собравшимся в доме Иоанна Богослова апостолам не оставлять мир в сиротстве и подавать помощь всем прибегающим к Ней в молитве. Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем…». В час кончины необыкновенный свет осиял всю комнату – Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее душу.
В этот день чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Пресвятой Богородицей все апостолы, кроме Фомы, они прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении тела Богородицы в Гефсиманский сад, в пещеру, где покоились тела Иосифа и Ее родителей Иоакима и Анны, совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан иудейский священник Афоний, который, схватившись за одр, хотел опрокинуть его, но лишился сразу же обеих рук. Афоний, пораженный таким страшным чудом, тут же раскаялся и получил исцеление. Милостивая при жизни, Она и в успении Своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов. Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда, когда пришли в пещеру, чтобы апостол Фома смог попрощаться с Пречистой Матерью. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы апостолы вдруг увидели Богородицу в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни. Я буду всегда вашей Молитвенницей перед Богом».
С тех пор Православная Церковь празднует это событие, предваряя его строгим постом.. В нем - все воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше всех ангельских чинов. И теперь непрестанно молится у Престола Господня Матерь Божия о спасении душ наших.