Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа (Спас на холсте)
Церковное Предание утверждает, что первая икона Спасителя появилась во время Его земной жизни. Это тот Образ, который мы знаем под названием Нерукотворный Спас.
29 августа Православная Церковь празднует перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа, которое произошло в 944 году. Однако суть этого праздника не ограничивается памятью перенесения Образа. Главное в ней — догматическое обоснование Образа и его содержание. Значение выражения «Нерукотворный Образ» следует понимать, что Образ этот, называемый «богозданной иконой», — прежде всего Сам Христос, воплощенное Слово. Это не образ, сделанный по домыслу человеческому, а подлинный Лик Сына Божия. В день Нерукотворного Спаса Церковь почитает первую икону Бога, ставшего Человеком.
Об истории происхождения первого Образа Христова предание свидетельствует, что во времена проповеди Спасителя в сирийском городе Едессе правил Авгарь, который был поражен по всему телу проказой. До него дошел слух о великих чудесах, творимых Господом. Не видя Спасителя, Авгарь уверовал в Него как в Сына Божия и написал письмо с просьбой прийти и исцелить его. С этим письмом он послал в Палестину своего живописца Ананию, поручив ему написать izobr Божественного Учителя. Анания пришел в Иерусалим и увидел Господа, окруженного народом. Он не мог подойти к Нему из-за большого стечения людей, слушавших проповедь Спасителя. Тогда он стал на высоком камне и попытался издали написать образ Господа Иисуса Христа, но это ему никак не удавалось. Спаситель Сам подозвал его, назвал по имени и передал для Авгаря краткое письмо, в котором, ублажив веру правителя, обещал прислать Своего ученика для исцеления от проказы и наставления ко спасению. Потом Господь попросил принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл лицо, отер его убрусом, на котором отпечатлелся Его Божественный Лик. Убрус и письмо Спасителя Анания принес в Едессу. С благоговением принял Авгарь святыню и получил исцеление; лишь малая часть следов страшной болезни оставалась на его лице до прихода обещанного Господом ученика. Им был апостол Фаддей, который проповедовал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы. Написав на Нерукотворном Образе слова "Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится", Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.
Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство. Он решил снять Образ с городской стены, но в видении одному Едесскому епископу Господь повелел скрыть Его izobr. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне.
В 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ; перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было izobr. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у правителя города. С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь.
29 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. У тех, кто видел этот Нерукотворный Образ Господень, он невольно вызывал благоговение. Всех поражали глаза Спасителя – живые, блестящие, они пронизывали каждого, приближающегося к Образу. Казалось, где бы ни стоял смотревший, создавалось ощущение, что Спаситель смотрит именно на него каким-то особо приятным и нежным взглядом.
Этот Образ имел что-то сверхъестественное. Многие художники и иконописцы свидетельствовали, что никаким мастерством нельзя было достигнуть такого эффекта, что на земле нет красок, которые могут передать цвет Святого Образа. Известно, что Нерукотворный Образ неоднократно давал с себя точные отпечатки. Один из них, так называемый "на керамии", отпечатался, когда Анания прятал образ у стены по пути в Едессу, другой, отпечатавшись на плаще, попал в Грузию.
К глубокому сожалению первообраз Нерукотворного Спаса был утерян в ходе воин на Ближнем Востоке
Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа называют третьим Спасом, Спасом на холсте, ореховым, хлебным Спасом, так как именно в это время обычно заканчивается сбор урожая.
Подготовила Юлия Горбачева